|
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Через руки учителя начальных классов проходят все выпускники школы. Задача его состоит в том, чтобы знания, которые он передаст им, прошли через их душу, помогли понять себя и окружающий мир. Поэтому учитель, прежде всего, должен контролировать: предмет изучения; стиль общения с учащимися; образовательную среду (обстановку в классе); педагогическую технологию; самого себя. В течение 7 лет работала по Образовательной системе «Школа 2000» и «Школа 2100». Проблемно-диалогическая технология – основной способ введения нового знания в этой системе предполагает, что: · В начале урока учитель в диалоге с учениками создает проблемную ситуацию. · Далее ученики в диалоге с учителем, исходя из проблемной ситуации, формулируют учебную проблему – основной вопрос урока (тему). · В диалоге с учителем ученики актуализируют имеющиеся у них знания, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно узнать, чтобы найти решения проблемы. · Выполняя план, ученики с помощью учителя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи. Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено, и выражая это решение в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т.д. В результате соединения двух классов, в данный момент работаю по традиционной программе. По математике использую некоторые методы и приемы Образовательной системы «Школа 2000» Широко применяю игровые технологии , так как учу детей младших классов. Игра – одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Игровые формы обучения способствуют использованию различных способов мотивации: 1. Мотивы общения (учатся общаться, учитывать мнение товарищей) 2. Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества. 3. Познавательные мотивы: · Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса, а неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре. · Состязательность притягательна для детей. · В процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Главное – уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах. Групповые технологии. С целью активизации мыслительной деятельности учащихся, вовлечения их в коллективную форму работы, провожу уроки в групповой форме. Во внеклассной работе часто применяю технологию КТД. Сущность группового обучения состоит в следующем. На групповых занятиях происходит раскрепощение детей, желание высказать свое мнение, возрастает чувство ответственности, ребенок тянется за лучшими. Преимущества группового обучения: - приобщение к важным навыкам жизни: Ø действенное общение, Ø умение слушать, Ø умение стать на точку зрения другого, Ø умение разрешать конфликты, Ø умение работать сообща для достижения общей цели; - улучшается академическая успеваемость; - воспитывается самоуважение; - укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе; - учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи. Типы группового обучения: · обучение партнеров (в парах) · группа, сидящая вместе · маленькая команда · задание для всего класса Обучение на интегративной основе. Часто провожу интегрированные уроки. Ниже привела пример двух проведенных интегрированных уроков: информатика + технология, УСО + технология. Компьютерные (информационные) технологии. Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды. В функции учителя компьютер представляет собой: - источник учебной информации; - наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации); - индивидуальное информационное пространство - тренажер; - средство диагностики и контроля. В функции рабочего инструмента компьютер выступает как: - средство подготовки тестов, их хранения; - текстовой редактор; - графопостроитель, графический редактор; - вычислительная машина; - средство моделирования. Функции объекта обучения компьютер выполняет при: - программировании, обучении компьютера заданным процессам; - создании программных продуктов; - применении различных информационных сред. Досуговая среда организуется с помощью: - игровых программ; - компьютерных игр по сети; - компьютерного видео. Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности. В структуру содержания компьютерной технологии входят: - знание основных понятий информатики и вычислительной техники; - знание устройства и возможностей компьютерной техники; - знание операционных систем и владение основными командами; Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, современный компьютер является для ребенка равноправным партнером, способным тонко реагировать на его действия и запросы. Использование компьютеров в учебной и внеучебной деятельности школы является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учителя, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. При помощи компьютера можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. Этот метод обучения помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Этнокультурные технологии. Этнопедагогическое обоснование воспитания – сложнейший процесс, и одним из его механизмов является внедрение накопленных народом приемов и методов воспитания, передаваемых из поколения в поколение. Этнопедагогика выражает освященный вековыми традициями взгляд на взаимоотношения природы, человека и общества. Функция народной педагогики проявляется при решении практических воспитательных задач в повседневной жизни и способствуют формированию в сознании людей различныз аспеков умственной, нравственной, экологической, эстетической и физической культуры, трудовых навыков. Тема моей воспитательной работы «Нравственное воспитание на основе народных традиций». В связи с этим разработала программу развития классного коллектива «Үктэл». В соответствии с программой веду плановую работу по воспитанию учащихся. Формирование личности ребенка в якутских семьях осуществляется в соответствии с девятью положениями учения тайны: - правильное движение - питание экологически чистыми продуктами - своевременное обучение - умелая организация жизни - полезный отдых - интеллектуальное развитие - традиционные верования - эффективная деятельность - доверительное отношение к людям. Это главные направления самовоспитания. Эти направления эффективно передают молодому поколению подлинные народные ценности жизни предков: изучение народного творчества, овладение знанием национальной и общечеловеческой культур. Тема человеческих взаимоотношений пронизывает устное народное творчество. У каждого народа есть пословицы и поговорки. Народная мудрость – неиссякаемый источник знания. На уроках якутского языка и чтения работаю над обогащением словарного запаса учащихся . Широко применяю якутские фразеологизмы, пословицы и поговорки. В 2008 году опубликовала статью «Сомо5о домо5у алын сүһүөх кылаастарга үөрэтии» в республиканском журнале «Бастакы үктэл». Проектная технология Использую проектную деятельность учащихся, которая при правильной реализации призвана не только проверить уровень ЗУН, но и способствовать повышению интеллектуального потенциала школьников, развитию их общеучебных умений, стимулирует познавательную активность, развивает творческие способности. Метод проектов (с греч. «путь исследования») – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Проектную технологию применяю, в основном на уроках технологии и при работе кружка «Радуга из бисера». Реализовано несколько проектов: «Шкатулка», «Кошелёк», готовим проект «Чехол для сотового телефона». Участвовали в конкурсе экологических проектов «Кэнчээри» с проектами «Улучшение экологической обстановки территории речки Нюрбинка», «Контрольная закупка», «Редкая лекарственная трава Каменный зверобой ». Рождается проект за проектом, работается с увлечением. Учащиеся разрабатывают проекты начиная с 4 четверти 2 класса. До этого периода детей надо подготовить проектной деятельности. Этому способствует: - организация процесса обучения на основе продуктивных методов - частично-поискового и исследовательского; - активное и осознанное вовлечение учащихся в процесс технологического анализа (анализ образа изделия, выбор материалов, инструментов, планирование этапов работы, организация рабочего места, контроль и самоконтроль процесса и результатов труда); - дизайн-упражнения - творческие задания по усовершенствованию предлагаемого учителем объекта труда в трех направлениях (полезность изделия, его надежность и эстетичность) - составление «звездочки обдумывания», которая может использоваться и при разработке проекта. (В.Д. Симоненко) Алгоритм проектной деятельности для учащихся начальной школы: 1) поиск проблемы; 2) варианты решения проблемы; 3) подготовка к реализации ее решения: - выбор материалов, - выбор инструментов (учет техники безопасности), - выбор оптимальной конструкции; 4) изготовление проекта; 5) рефлексия (самоконтроль); 6) доработка и усовершенствование проекта; 7) защита проекта.
|
|