ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Через руки учителя начальных классов проходят все выпускники школы. Задача его состоит в том, чтобы знания, которые он передаст им, прошли через их душу, помогли понять себя и окружающий мир. Поэтому учитель, прежде всего, должен контролировать:

*        предмет изучения;

*        стиль общения с учащимися;

*        образовательную среду (обстановку в классе);

*        педагогическую технологию;

*        самого себя.

                  В течение 7 лет работала   по Образовательной системе «Школа 2000» и «Школа 2100».   Проблемно-диалогическая технология – основной способ введения нового знания в этой системе предполагает, что:

·         В начале урока учитель в диалоге с учениками создает проблемную ситуацию.

·         Далее ученики в диалоге с учителем, исходя из проблемной ситуации, формулируют учебную проблему – основной вопрос урока (тему).

·         В диалоге с учителем ученики актуализируют имеющиеся у них знания, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно узнать, чтобы найти решения проблемы.

·         Выполняя план, ученики с помощью учителя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи. Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено, и выражая это решение в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т.д.

В результате соединения двух классов, в данный момент работаю по традиционной программе.   По математике использую некоторые методы и приемы Образовательной системы «Школа 2000»

Широко применяю игровые технологии , так как учу детей младших классов. Игра – одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Игровые формы обучения способствуют использованию различных способов мотивации:

1.       Мотивы общения (учатся общаться, учитывать мнение товарищей)

2.       Моральные мотивы.

В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества.

3.       Познавательные мотивы:

·         Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса, а неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре.

·         Состязательность притягательна для детей.

·         В процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность.

Главное – уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Групповые технологии.

  С целью активизации мыслительной деятельности учащихся, вовлечения их в коллективную форму работы, провожу уроки в групповой форме. Во внеклассной работе часто применяю технологию КТД.

Сущность группового обучения состоит в следующем. На групповых занятиях происходит раскрепощение детей, желание высказать свое мнение, возрастает чувство ответственности, ребенок тянется за лучшими.

Преимущества группового обучения:

- приобщение к важным навыкам жизни:

Ø  действенное общение,

Ø  умение слушать,

Ø  умение стать на точку зрения другого,

Ø  умение разрешать конфликты,

Ø  умение работать сообща для достижения общей цели;

- улучшается академическая успеваемость;

- воспитывается самоуважение;

- укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;

- учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.

Типы группового обучения:

·         обучение партнеров (в парах)

·         группа, сидящая вместе

·         маленькая команда

·         задание для всего класса

Обучение на интегративной основе.

                Часто провожу интегрированные уроки. Ниже привела пример двух проведенных интегрированных уроков: информатика + технология, УСО + технология.

Компьютерные (информационные) технологии.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет собой:

- источник учебной информации;

- наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

- индивидуальное информационное пространство

- тренажер;

- средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

- средство подготовки тестов, их хранения;

- текстовой редактор;

- графопостроитель, графический редактор;

- вычислительная машина;

- средство моделирования.

Функции объекта обучения компьютер выполняет при:

- программировании, обучении компьютера заданным процессам;

- создании программных продуктов;

- применении различных информационных сред.

Досуговая среда организуется с помощью:

  - игровых программ;

- компьютерных игр по сети;

- компьютерного видео.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной

грамотности. В структуру содержания компьютерной технологии входят:

- знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

- знание устройства и возможностей компьютерной техники;

- знание операционных систем и владение основными командами;

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, современный компьютер является для ребенка равноправным партнером, способным тонко реагировать на его действия и запросы. Использование компьютеров в учебной и внеучебной деятельности школы является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учителя, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

При помощи компьютера можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. Этот метод обучения помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Этнокультурные технологии.

Этнопедагогическое  обоснование воспитания – сложнейший процесс, и одним из его механизмов является внедрение накопленных народом приемов и методов воспитания, передаваемых из поколения в поколение.

Этнопедагогика выражает освященный вековыми традициями взгляд на взаимоотношения природы, человека и общества. Функция народной педагогики проявляется при решении практических воспитательных задач в повседневной жизни и способствуют формированию в сознании людей различныз аспеков умственной, нравственной, экологической, эстетической и физической культуры, трудовых навыков.

Тема моей воспитательной работы «Нравственное воспитание на основе народных традиций». В связи с этим разработала программу развития классного коллектива «Үктэл».   В соответствии с программой веду плановую работу по воспитанию учащихся.  

Формирование личности ребенка в якутских семьях осуществляется в соответствии с девятью положениями учения тайны:

- правильное движение

- питание экологически чистыми продуктами

- своевременное обучение

- умелая организация жизни

- полезный отдых

- интеллектуальное развитие

- традиционные верования

- эффективная деятельность

         - доверительное отношение к людям.

                Это главные направления самовоспитания. Эти направления эффективно передают молодому поколению  подлинные народные ценности жизни предков: изучение народного творчества, овладение знанием национальной и общечеловеческой культур.

                Тема человеческих взаимоотношений пронизывает устное народное творчество. У каждого народа есть пословицы и поговорки. Народная мудрость – неиссякаемый источник знания. На уроках якутского языка и чтения работаю над обогащением словарного запаса учащихся . Широко применяю якутские фразеологизмы, пословицы и поговорки. В 2008 году опубликовала статью «Сомо5о домо5у алын сүһүөх кылаастарга үөрэтии» в республиканском журнале «Бастакы үктэл».

Проектная технология

Использую проектную деятельность учащихся, которая при правильной реализации призвана не только проверить уровень ЗУН, но и способствовать повышению интеллектуального потенциала школьников, развитию их общеучебных умений, стимулирует познавательную активность, развивает творческие способности.

                Метод проектов (с греч. «путь исследования») – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Проектную технологию применяю, в основном на уроках технологии и  при работе кружка «Радуга из бисера». Реализовано несколько проектов: «Шкатулка», «Кошелёк», готовим проект «Чехол для сотового телефона». Участвовали в конкурсе экологических проектов «Кэнчээри» с проектами «Улучшение экологической обстановки территории речки Нюрбинка», «Контрольная закупка», «Редкая лекарственная трава Каменный зверобой ».   Рождается проект за проектом, работается с увлечением.

Учащиеся разрабатывают проекты начиная с  4 четверти 2 класса. До этого периода детей надо подготовить проектной деятельности. Этому способствует:

- организация процесса обучения на основе продуктивных методов -  частично-поискового и исследовательского;

- активное и осознанное вовлечение учащихся в процесс технологического анализа (анализ образа изделия, выбор материалов, инструментов, планирование этапов работы, организация рабочего места, контроль и самоконтроль процесса и результатов труда);

- дизайн-упражнения  - творческие задания по усовершенствованию предлагаемого учителем объекта труда в трех направлениях (полезность изделия, его надежность и эстетичность)

- составление «звездочки обдумывания», которая может использоваться и при разработке проекта.

(В.Д. Симоненко)

Алгоритм проектной деятельности для учащихся начальной школы:

1)       поиск проблемы;

2)       варианты решения проблемы;

3)       подготовка к реализации ее решения:                                                                                                                  

- выбор материалов,

- выбор инструментов (учет техники безопасности),

- выбор оптимальной конструкции;

                4) изготовление проекта;

                5) рефлексия (самоконтроль);

                6) доработка и усовершенствование проекта;

                7) защита проекта.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz