Учитель – кто он?
(педагогическое эссе)
Он и актер, и режиссер, и воспитатель,
Наставник мудрый и заботливый родитель –
Все проявленья человеческой натуры
Соединил в себе классический учитель.
Учитель, наставник – эти понятия могут быть отнесены к вечным. Сколько существовало, и еще будет существовать человечество, столько и будет жить понятие «учитель». Самое простое его определение – это человек, который наставляет, обучает, передает свои знания, умения другому человеку. Учитель несет ответственность перед развивающейся личностью, влияет на становление духовного мира ребенка.
Учитель - это человек, который должен обладать комплексом знаний, не только по предмету, который он преподаёт, но и обладать общей эрудицией, дающей возможность и самому продвигаться по пути познания дальше и не останавливаться на достигнутом. Какая еще профессия имеет столько разнообразных возможностей для саморазвития!
Учитель - артист. Его роль длится не час и не два, а многие долгие годы. Он играет свою роль полностью погружаясь в неё, живя в ней, жертвуя собой ради других.
Учитель - врач. Врач, который лечит не тело, а душу. Многих своих "пациентов" он лечит годами, многие не хотят и не стремятся лечиться. Может пройти и десяток лет, прежде чем твой бывший пациент осознает то, что дал ему учитель и скажет спасибо.
Учитель - строитель. Он строит человеческие судьбы. Но при строительстве надо не забывать что они не из бетона, а из хрусталя. Одно неверное слово, неаккуратное движение и можно сломать всю постройку, всё то, что ты строил так долго.
В то же время учитель простой человек, со своими радостями и печалями, проблемами и увлечениями. Он многогранен и интересен, добр и строг, справедлив и не подкупен.
Откуда же берет силы учитель, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, артистом и скульптором, отцом и матерью? Каким же неистощимым должно быть вдохновение учителя, пожизненно вызванного к доске?!
Я понимаю, что школе сегодня живётся трудно. Она отражает и несёт в себе все проблемы нашего общества. Но я люблю свою работу. Сейчас быть учителем в школе не особенно престижно (увы!). Сегодня в школах остались люди, влюбленные в свою профессию, преданные ей, люди, готовые к самопожертвованию во имя будущего. Для меня моя профессия любимая, а это, на мой взгляд, важно!
Я с детства мечтала стать учителем начальных классов и упорно шла к этой цели. Моей первой учительницей была Филиппова Капитолина Ивановна. Я всегда хотела быть похожей на неё, брала с неё пример. После школы, получилось так, что поступила в Технологический институт, но проучившись 1 семестр, бросила учебу, мотивировав тем, что хочу стать учителем. Поэтому поступила в Вилюйское педагогическое училище. Окончив ВПУ, давая первые уроки, поняла, что сделала правильный выбор: мое призвание – посвятить свою жизнь детям!
В течение 17 лет учу детей, отдаю им свою душу и сердце. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.
Я не просто учитель. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками.
Каким должен быть современный учитель? Задавая себе этот вопрос, думаю, что он должен быть на своих уроках актером, художником, творцом. Быть личностью яркой и притягательной, чтобы в ней чувствовались сила воли и души, - вот главное, что характеризует современного учителя. Этому учат тысячи прочитанных книг, сотни пройденных дорог и бесчисленное множество встретившихся в пути людей. Этому учат трудности, которые встречаются на пути, ибо с каждым разом, преодолев препятствие, мы становимся сильнее. Этому учат собственные ученики изо дня в день, от урока к уроку. Ибо, «обучая, учимся сами» (Сократ). И надо быть очень способным учеником, чтобы понять и принять все уроки, преподнесенные жизнью, и стать настоящим учителем.
Многие годы работы в школе научили меня принимать детей такими, какие они есть, быть терпимой к ошибкам других, но требовательной к себе. Я часто задаю вопрос, что должно быть главным для учителя? И больше всего убеждаюсь в том, что главное - увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы. Очень важно раннее выявление склонностей и способностей детей. Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Что же помогает нам в нашем нелегком труде?
Конечно любовь к детям и самое главное - терпение. От нас зависит то, какими людьми вырастут наши ученики, ведь мы за них в ответе. Поэтому стараешься достучаться до сердца каждого ребенка. И днем и ночью думаешь о детях, о том, как провести то или иное мероприятие, как сделать так чтобы было интересно, поучительно. Стараешься работать так, чтобы детям было комфортно и уютно в школе. Ведь дети должны жить в мире красоты. По словам В.А. Сухомлинского: « Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».
Что же является главным для ученика?
Старание. Тот, кто думает, что главное – способности и талант ошибается. Талант – это только половина успеха, а вторая половина – это старание и труд. Как говорится в пословице «Старание и труд все перетрут». Главный труд ученика – учеба.
Не позволяй душе лениться.
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Н. Заболоцкий
Чтобы всем ученикам было интересно на уроке, надо их научить трудиться. И это должен быть радостный труд. Я считаю, что секрет этой радости в успехах детей, в их ощущении роста, движении, достижении трудного. Умение увлечь детей работой, научить их учиться и есть педагогическое мастерство, к которому я всегда стремлюсь. Такой подход к учащимся способствует развитию умения размышлять, анализировать, строить планы, создавать разные проекты.
Нужно всегда помнить, что «Если ты удачно выберешь сферу приложения труда и вложишь в него всю свою душу, то счастье само тебя отыщет» (К. Д. Ушинский)
Надо верить в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя. В.А. Сухомлинский говорил: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь… И чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света». Каждый урок учителя – это маленький спектакль, затрагивающий тонкие струны детских душ, и если они звучат, как единая мелодия, значит, Учитель состоялся. Я верю, что лучший мой урок – впереди. И продолжать его будет сама жизнь. Я всегда думаю о том, станет ли мой урок для детей проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства, Профессионализма!