ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Через руки учителя начальных классов проходят все выпускники школы. Задача его состоит в том, чтобы знания, которые он передаст им, прошли через их душу, помогли понять себя и окружающий мир. Поэтому учитель, прежде всего, должен контролировать:
предмет изучения;
стиль общения с учащимися;
образовательную среду (обстановку в классе);
педагогическую технологию;
самого себя.
В течение 7 лет работала по Образовательной системе «Школа 2000» и «Школа 2100». Проблемно-диалогическая технология – основной способ введения нового знания в этой системе предполагает, что:
· В начале урока учитель в диалоге с учениками создает проблемную ситуацию.
· Далее ученики в диалоге с учителем, исходя из проблемной ситуации, формулируют учебную проблему – основной вопрос урока (тему).
· В диалоге с учителем ученики актуализируют имеющиеся у них знания, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно узнать, чтобы найти решения проблемы.
· Выполняя план, ученики с помощью учителя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи. Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено, и выражая это решение в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т.д.
В результате соединения двух классов, в данный момент работаю по традиционной программе. По математике использую некоторые методы и приемы Образовательной системы «Школа 2000»
Широко применяю игровые технологии , так как учу детей младших классов. Игра – одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Игровые формы обучения способствуют использованию различных способов мотивации:
1. Мотивы общения (учатся общаться, учитывать мнение товарищей)
2. Моральные мотивы.
В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества.
3. Познавательные мотивы:
· Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса, а неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре.
· Состязательность притягательна для детей.
· В процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность.
Главное – уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Групповые технологии.
С целью активизации мыслительной деятельности учащихся, вовлечения их в коллективную форму работы, провожу уроки в групповой форме. Во внеклассной работе часто применяю технологию КТД.
Сущность группового обучения состоит в следующем. На групповых занятиях происходит раскрепощение детей, желание высказать свое мнение, возрастает чувство ответственности, ребенок тянется за лучшими.
Преимущества группового обучения:
- приобщение к важным навыкам жизни:
Ø действенное общение,
Ø умение слушать,
Ø умение стать на точку зрения другого,
Ø умение разрешать конфликты,
Ø умение работать сообща для достижения общей цели;
- улучшается академическая успеваемость;
- воспитывается самоуважение;
- укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
- учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.
Типы группового обучения:
· обучение партнеров (в парах)
· группа, сидящая вместе
· маленькая команда
· задание для всего класса
Обучение на интегративной основе.
Часто провожу интегрированные уроки. Ниже привела пример двух проведенных интегрированных уроков: информатика + технология, УСО + технология.
Компьютерные (информационные) технологии.
Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
В функции учителя компьютер представляет собой:
- источник учебной информации;
- наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
- индивидуальное информационное пространство
- тренажер;
- средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
- средство подготовки тестов, их хранения;
- текстовой редактор;
- графопостроитель, графический редактор;
- вычислительная машина;
- средство моделирования.
Функции объекта обучения компьютер выполняет при:
- программировании, обучении компьютера заданным процессам;
- создании программных продуктов;
- применении различных информационных сред.
Досуговая среда организуется с помощью:
- игровых программ;
- компьютерных игр по сети;
- компьютерного видео.
Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной
грамотности. В структуру содержания компьютерной технологии входят:
- знание основных понятий информатики и вычислительной техники;
- знание устройства и возможностей компьютерной техники;
- знание операционных систем и владение основными командами;
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, современный компьютер является для ребенка равноправным партнером, способным тонко реагировать на его действия и запросы. Использование компьютеров в учебной и внеучебной деятельности школы является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учителя, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
При помощи компьютера можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. Этот метод обучения помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
Этнокультурные технологии.
Этнопедагогическое обоснование воспитания – сложнейший процесс, и одним из его механизмов является внедрение накопленных народом приемов и методов воспитания, передаваемых из поколения в поколение.
Этнопедагогика выражает освященный вековыми традициями взгляд на взаимоотношения природы, человека и общества. Функция народной педагогики проявляется при решении практических воспитательных задач в повседневной жизни и способствуют формированию в сознании людей различныз аспеков умственной, нравственной, экологической, эстетической и физической культуры, трудовых навыков.
Тема моей воспитательной работы «Нравственное воспитание на основе народных традиций». В связи с этим разработала программу развития классного коллектива «Үктэл». В соответствии с программой веду плановую работу по воспитанию учащихся.
Формирование личности ребенка в якутских семьях осуществляется в соответствии с девятью положениями учения тайны:
- правильное движение
- питание экологически чистыми продуктами
- своевременное обучение
- умелая организация жизни
- полезный отдых
- интеллектуальное развитие
- традиционные верования
- эффективная деятельность
- доверительное отношение к людям.
Это главные направления самовоспитания. Эти направления эффективно передают молодому поколению подлинные народные ценности жизни предков: изучение народного творчества, овладение знанием национальной и общечеловеческой культур.
Тема человеческих взаимоотношений пронизывает устное народное творчество. У каждого народа есть пословицы и поговорки. Народная мудрость – неиссякаемый источник знания. На уроках якутского языка и чтения работаю над обогащением словарного запаса учащихся . Широко применяю якутские фразеологизмы, пословицы и поговорки. В 2008 году опубликовала статью «Сомо5о домо5у алын сүһүөх кылаастарга үөрэтии» в республиканском журнале «Бастакы үктэл».
Проектная технология
Использую проектную деятельность учащихся, которая при правильной реализации призвана не только проверить уровень ЗУН, но и способствовать повышению интеллектуального потенциала школьников, развитию их общеучебных умений, стимулирует познавательную активность, развивает творческие способности.
Метод проектов (с греч. «путь исследования») – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Проектную технологию применяю, в основном на уроках технологии и при работе кружка «Радуга из бисера». Реализовано несколько проектов: «Шкатулка», «Кошелёк», готовим проект «Чехол для сотового телефона». Участвовали в конкурсе экологических проектов «Кэнчээри» с проектами «Улучшение экологической обстановки территории речки Нюрбинка», «Контрольная закупка», «Редкая лекарственная трава Каменный зверобой ». Рождается проект за проектом, работается с увлечением.
Учащиеся разрабатывают проекты начиная с 4 четверти 2 класса. До этого периода детей надо подготовить проектной деятельности. Этому способствует:
- организация процесса обучения на основе продуктивных методов - частично-поискового и исследовательского;
- активное и осознанное вовлечение учащихся в процесс технологического анализа (анализ образа изделия, выбор материалов, инструментов, планирование этапов работы, организация рабочего места, контроль и самоконтроль процесса и результатов труда);
- дизайн-упражнения - творческие задания по усовершенствованию предлагаемого учителем объекта труда в трех направлениях (полезность изделия, его надежность и эстетичность)
- составление «звездочки обдумывания», которая может использоваться и при разработке проекта.
(В.Д. Симоненко)
Алгоритм проектной деятельности для учащихся начальной школы:
1) поиск проблемы;
2) варианты решения проблемы;
3) подготовка к реализации ее решения:
- выбор материалов,
- выбор инструментов (учет техники безопасности),
- выбор оптимальной конструкции;
4) изготовление проекта;
5) рефлексия (самоконтроль);
6) доработка и усовершенствование проекта;
7) защита проекта.